?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередной пост на тему: как не переполниться в информационно переполняющем тебя мире. Пост преимущественно для того, чтобы самому понять ухваченное на самых кончиках путём его записывания и систематизации. Не исключено, что это вообще тупиковое размышление...

Решаемая сверхзадача — понять идею личного медийного фильтра, который бы отфильтровывал шум, не влияющий на существо. А для этого нужно прежде всего само это существо и сформулировать. Вот и попробую...

Как сейчас понимается, общество — это производная высокого порядка от какого-то очень примитивного фундаментального механизма, работающего на всех уровнях и во всех явлениях. Далее будем называть его базовым онтологическим механизмом или базовым онтологическим процессом - смотря по тому, какую часть — структурную или длящуюся — мы хотим подчеркнуть. Если работа этого механизма обеспечивается — явление, в котором он есть будет жизнеспособно. Если же нет, то ситуация выглядит как с вечным двигателем: всё время кажется, что существует конструкция, которая работоспособна и без этого механизма и всё время обнаруживается какое-то второстепенное обстоятельство, которое всё-таки не позволяет этого добиться…

Для начала попробуем хотя бы очертить границы области, в которой этот механизм должен содержаться методом простого логичного рассуждения над известными нам фактами и явлениями.

Фундаментальной основой жизни является диссипация энергии в процессе уменьшения материально выраженной энтропии. Столь умной фразой высказана мысль, очевидная до такой степени, что её никто не замечает — чтобы создать что-то дотоле не существующее требуется потратить энергию. Эту энергию нужно откуда-то «взять», а потом в процессе создания «потратить», т. е. привести её в состояние, уже негодное для дальнейшего её использования в «процессе создания». Энергия и энтропия в этом смысле — [про]явления одной сущности: чем более «концентрированна» энергия, чем больше процессов для которых она потенциально пригодна, тем меньше энтропия. Ну, или нам сейчас так кажется, что это одна сущность. У автора сего опуса вообще была идея попробовать показать тождественность информации и энергии строго термодинамически... но, это замечание не относится к данному изложению.

Физический процесс многослоен: энергия пара, не до конца потраченная на создание электричества, и которую уже нельзя использовать для электричества, может быть использована для отопления, и так далее — вплоть до рассеяния последних её фотонов в космическом пространстве. По этой же схеме устроена и жизнь: энергия, втекающая в живые существа используется ими для уменьшения энтропии в виде построения упорядоченных белковых структур. При этом, энергия уже негодная для использования одними существами оказывается вполне пригодной для использования существами другими — на этом обстоятельстве основано существование экологических систем. С физической же точки зрения экосистема это явление одной природы с рассеянием первоначально добытой энергии через электричество, потом через отопление и т.д.

Здесь сразу же можно отметить три обстоятельства. Первое: центральную позицию занимает понятие «существо» - это единица бытия оборудованная своим способом освоения энергии. [В этом блоге много раз всплывала тема, что взгляд на весьма многие процессы и обстоятельства зависит от того, что понимать «особью»] Существа, оборудованные не одинаковым способом освоения энергии — друг другу не конкуренты. А существа, оборудованные таким способом освоения, что «выходная форма энергии» одного является «входной формой энергии» для другого — симбионты.

Второе: позицию слева занимают «недосущества» - это явления, которые зависят от потока энергии, но, не так, как существа. Рассмотрение этой темы пока неинтересно, хотя отличия очевидны — существо может двигаться только «вперёд», т. е. либо уменьшать энтропию, либо оно перестаёт быть сущим. Недосущество же может двигаться как «вперёд», так и «назад» - примером чего являются кристаллы. Образование кристалла (и вообще самопроизвольно упорядоченной структуры из окружающего хаоса) это скачкообразный процесс уменьшения энтропии, а плавление кристалла — скачкообразный процесс её нарастания. Здесь, наверное, тоже можно сказать что-то важное, что могло бы явиться сущностной связью между ещё неживым субстратом и уже живым существом, но интереснее всего третье обстоятельство, занимающее позицию справа: совокупность существ, возникших на некотором [материальном] субстрате сама является субстратом для того, чтобы из него возникли существа ещё более высокой природы. Помня, что «существо» - это единица бытия оборудованная своим способом освоения энергии рассмотрим это обстоятельство подробнее.

Если принять, что основной энергоосваивающий процесс — это уменьшение энтропии на молекулярном уровне, то выглядит он как построение больших молекул из маленьких. Энергия расходуется на сам процесс построения (транспортировка стройматериала к месту строительства, чистая диссипация) и на создание валентных связей большой молекулы из маленьких (запасание энергии, чистая потенция). Это и есть основной процесс химико-биологической (белковой) жизни. Слева от него находится процесс уменьшения энтропии, не на молекулярном, а на ступень более мелком, атомном уровне — это создание кристалла. Что подтверждает правомерность выстраивания именно такого генетического ряда, так это существование процесса обратимой денатурации белка: порядок в кристалле может быть сломан (повышением температуры), и всегда может быть восстановлен (понижением температуры). Для белков же уже существует развилка — обратимая и необратимая денатурация, т. е. имеется качественный переход «уже не всегда».

Чтобы появился процесс справа необходимо появление «существа» - явления, которое отграничено от среды в которой обитает. Фрагмент химического механизма освоения энергии (преобразуемой в уменьшение энтропии) отграниченный от среды молекулярной оболочкой в биологии называется «прокариота» - это живая клетка самой примитивной из всех возможных конструкции. Единица, меньше которой уже невозможно. Из трёх прокариот можно сконструировать эукариоту — если каждой из деталей вменить лишь ограниченные специализированные функции, не выполняемые другими деталями: одна единица будет ядром, другая — митохондрией, а третья — базой, несущей на себе клеточную мембрану отграничивающую две названные детали от окружающей среды.

Если наша гипотеза генетического ряда верна, то должны существовать и эукариоты не из трёх, а из двух деталей. И таковые действительно существуют — это протисты Monocercomonoides у которых не обнаружены митохондрии. Пока всё верно.

Если двинуться ещё правее, то следующим уровнем будут многоклеточные существа — новое качество образуется из «много клеток однотипной конструкции», а обязательным признаком того, что это — именно «существо» является граница между ним и средой, в которой оно обитает. Примером чего является «вольвокс» - несколько десятков тысяч однотипных клеток склеенных между собой. Оставим биологам дискуссии, чем «многоклеточность» отличается от «колониальности» - чем бы это ни было, но качественный скачок в данном случае есть.

Ещё правее — многоклеточные существа с дифференцировкой клеток, т. е. существа в которых клетки не равны, а специализированы — в них появляется качество «системности», когда много деталей образуют нечто, не являющееся простой их суммой. Если такие существа чрезвычайно многоклеточны, то появляется промежуточная ступень — орган. С точки зрения нашего генетического ряда «орган» это своего рода «подсущество» - многоклеточное существо обитающее не сразу в окружающей среде, а в среде «организма». Это — чисто конструктивное, но никак не сущностное обстоятельство. Оно всего лишь вызвано обстоятельствами типа «свойства Мира таковы». Например, принудительная подача в ткани топлива и окислителя (кровеносная система) появляется потому, что скорость диффузии кислорода недостаточна, чтобы обеспечить потребности слоя клеток некоторой толщины, а толщина вызывается их физиологической функцией и уменьшить её невозможно. При этом происходит количественное нарастание функций базового процесса — химического освоения энергии, но сам базовый онтологический процесс что в отдельных клетках существа, что в его органах, что во всём существе один и тот же. Прямая аналогия с заводом, производящим продукцию — добавление на завод новых станков увеличивает производительность, но не меняет сущностное качество завода. Которое так же не меняется от того, что в «заводе» начинают выделяться «цеха» и «переделы».

Движемся далее. И обнаруживаем качественный скачок, имя которому «половой процесс». Для полового процесса нужны две особи (можно одинаковой конструкции, а можно и разных — это форма, а не сущность). И, поскольку эти две особи исчерпывают его функции (никак нельзя включить в него третью), то можно считать, что и в данном случае существует граница этого явления, отделяющая его от окружающей среды. Только это не вещественная и не пространственная, а функциональная граница. Именно поэтому мы не видим в паре партнёров, пускаемых в случку самостоятельной сущности, а она, тем не менее, есть — это потомок, в результате случки переходящий из небытия в бытие. Функция, воплощающаяся в субстанцию.

Однако, на примере полового процесса можно заметить, что начало изменяться и качество базового процесса освоения энергии. Он стал включать в себя «поведение особи» - ведь полового партнёра ещё нужно найти и заинтересовать собой. Для каких-нибудь инфузорий это может определяться просто «термодинамической случайностью» в движении молекул воды, для червей — такой же случайностью, только в движении собственного тела, однако на примере человека мы можем увидеть, сколь сложные формы упорядоченного, целенаправленного и уменьшающего энтропию поведения возможны [всего лишь] ради этого! Психоанализ вообще утверждает, что чуть ли не вся человеческая деятельность сублимацией этого стремления и является, но и это тема не данного изложения.

Следующим «явлением существа» может быть названа стая — группа биологических особей, обособленных своим поведением. То, что каждая особь из них обособлена физической границей от физической же окружающей среды теперь предполагается по умолчанию — мы перешли к рассмотрению более высокого, по сравнению с «клеткой» уровня организации «существа» для которого биологические особи являются всего лишь субстратом на котором проявляется его сущность.

Претерпел изменения и базовый процесс освоения энергии. Он всё также уменьшает энтропию, но теперь это изменение фиксируется не на уровне молекул, а на уровне явлений макромира — упорядочиваются уже они. Например, животное строит нору, протаптывает свой охотничий участок и т. д. Даже построение личинкой вокруг себя защитного кокона — это уже оно самое, упорядочение объектов макромира, а не молекул слагающих организм. Химический процесс заменился процессом, называемым «деятельность». Что важно отметить — при этом и химический процесс не прекратился. Просто он теперь функционирует всего лишь до определённого «этажа» - ниже него освоение энергии уменьшающее энтропию происходит в химической форме, а выше него — в форме результатов деятельности. Один не отменяет другого, да и нарастание свойств, приводящее к смене процесса является плавным (у организма появляется форма физического тела, что тоже может быть понято, как появление порядка на уровне макромира) — скачок происходит в голове наблюдателя, который с некоторых пор может переместить фокус своего рассмотрения на явление более высокого порядка. А может ведь и не перемещать - это свойство не явления, а наблюдателя.

И обыденное и даже отягощённое научностью сознание обычно не движутся далее, чем описано выше. Особь — предельный масштаб отдельного «существа» (которое мы определили, как нечто имеющее границу от окружающей среды и оборудованное вполне определённым способом освоения подводимой извне энергии). Есть особи, воспринимающие энергию в виде физического излучения, есть особи воспринимающие энергию в составе вещественной пищи и т. д. Но «вид» или даже «популяция», или хотя бы «стая» - это никакие не существа, а сущности какой-то совершено иной природы. Иногда в истории даже объявлявшиеся состоящими в полном антагонизме к тому субстрату, на котором они сами и обитают.

Но ведь это очевидно не так. Уже простой муравейник являет собой биологическое существо, что биологи признают: особью, оборудованной стремлением «выжить-размножиться-процвести» является, скорее, весь муравейник, чем отдельный муравей. Стремление обеспечить выживание вида лежит в основе самопожертвенности его особей. Такое поведение тоже известно биологам, например, личинки мухи лягушкоедки размножаются только в глотке лягушки. И чтобы им туда попасть самка мухи находит лягушку и начинает перед нею прогуливаться... Но, биологический вид — это никак не существо, а всего лишь абстракция существующая в голове наблюдателя.

Тем не менее, в области естественных наук свойства и закономерности хотя бы устанавливаются номотетически (отстранённо наблюдаем Мир, обобщаем увиденное, полученное обобщение нарекаем свойством Мира). В области же наук об обществе, общество — это вообще явление невесть откуда взявшееся, свойства которого определяются идеографически (придумываем себе, каким должен быть Мир и начинаем придуманное воплощать своей деятельностью, а если не идёт — объявляем Мир неправильным и призываем разрушить его до основанья).

Однако, мы с вами не связаны этими догматами и попробуем посмотреть, а что мы увидим, если общественные структуры посчитать живым существом? Принципы, как и на что смотреть сформулированы выше, кроме того, ранее в это блоге уже была сделана попытка захода на цель, которая несколько иным путём, но приводит к тому же самому выводу — общественные структуры это «субъекты» в отношении «субъект — отражение — объект». И наше изложение вполне может быть продолжено в следующем посте...

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
Алексей Николаев
Jul. 15th, 2018 06:46 pm (UTC)
Здравствуйте. Продолжаю Вас читать, рад что снова пишите.

Просто мысли.

В рассказе Пелевина "Крабы наступают" "общество" крабов выродилось в одно [сверх]существо, которое было обречено пребывать в одиночестве и ничего больше не делать (ибо не из чего стало больше понижать энтропию), т.е. по сути имеем тупиковую ветвь эмолюции.

В обществе людей тоже наблюдаем стремление "выжить, размножиться, процвести" у каждого индивида, т.е. стремление выжить за счет других, но вероятно какая-то сверхсущность иного порядка (та, что справа, сиречь эгрегор?) не позволяет обществу людей прийти к печальному концу из рассказа Пелевина.
alexthunder
Jul. 16th, 2018 08:16 pm (UTC)
Здорово. Спасибо!

Помнится Дуркэйм утверждал что Общество - это эдакий макро-огранизм. И не он один. Пожалуй что Социальная Психология и Социология целиком - это попытка объяснить поведение отдельных индивидов через целеполагание Общества которого они часть. Идея Дуркейма была именно в этом. В том что поведение человека можно объяснять исходя из наблюдений за обществом. Якобы существует некая нисходящая сверху-вниз связь между намерениями общества и поведением отдельной личности. Он также приводил аналогии с организмом в котором поведение отдельных клеток (мышечных к примеру) есть результат решений принятых на уровне организма. Отдельных людей он вобщем тоже рассматривал как "клетки" социума как макро-организма.

Далее C Wright Mills также утверждал наличие неких макро-сущностей по отношении к которым отдельные люди есть функциональные элементы. Он также строил свои теории исходя из посыла о необходимости применять воображение (Social Imagination) чтобы суметь "увидеть" эти сущности, их поведение и целеполагание транслируемое в конкретные действия отдельных людей.

Замечтательная на мой взгляд тема для исследований! Очень рад видеть Ваши мысли по этому поводу. Жду продолжения.
cergeycirin
Sep. 14th, 2018 01:40 am (UTC)
Без создания и анализа комплекса из 8-ми систем всех объектов природы и их отражения математикой и человеческим языком понять устройство действительности невозможно. Для объективности надо рассуждать от общего к частному, а не наоборот.
takinetak
Dec. 10th, 2018 08:09 am (UTC)
Один абзац уважаемого Автора прокомментирую, тот где "Фундаментальной основой жизни является диссипация энергии в процессе уменьшения ... энтропии".

На мой взгляд здесь и так кое-что, и не так.

Жизнь – форма движения материи, представляющая собой развитие материи в вещества и формообразование таких объектов материи, обмен веществ между которыми не разрушает эти объекты, а обеспечивает именно такую форму движения материи. То есть, прекращение обмена веществ есть прекращение жизни. Это ли не «фундаментальная основа жизни»? Но субстанцией материи (всего объективного) является время, не «идущее» вспять, оно же – энергия как потенция к развитию и количество движения, оно же – пространство, искривляющееся при формообразовании объектов (ведь формообразование есть длительность), оно же – неубывающая энтропия (поэтому и время неубывающее). Да, отсюда следует, что обмен веществ в живой природе - это энергетический обмен. Но напрасно Автор как будто сомневается, что энтропия и энергия – «проявления одной сущности». Энергия и энтропия – одно и то же, но энергия – физическая субстанция материи, а энтропия – информационная. И уж совершенное заблуждение считать, что энтропия «уменьшается», когда энергия «концентрируется». Напротив, энтропия любого объекта («концентрированной» энергии, «локального» пространства и определённой длительности) как наиболее полная информация об этом объекте скорее нарастает, во всяком случае – не убывает. Развитие материи в упорядоченные формы лишь кажется уменьшением энтропии… А диссипация энергии – это вообще нарастание энтропии, потому что энергия формообразования рассеивается на неупорядоченность. Ведь единственным способом развития является диалектика, которая означает, что «концентрация» энергии (формообразование объекта) есть не только преодоление диалектической противоположности между «не существовало» и «существует», но и всеобщее взаимодействие событий. Энергия формообразования (потенция к развитию) – это энергия взаимодействия случайных событий, и количество этих событий в процессе формообразования только нарастает. «Уменьшения энтропии» просто невозможно: время вспять не «идёт».
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

jivopyra
jivopyra

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner