jivopyra (jivopyra) wrote,
jivopyra
jivopyra

Categories:

Как же оно всё устроено? (II)

О прошлом посте мы обнаружили, что если «уменьшение энтропии» есть характерный признак жизни, то это уменьшение может быть явлено на разных уровнях. Например, клетка — являет его на уровне молекул, т. е. из маленьких молекул она собирает большие. [Спорно, но не противоречит идее, что кристалл делает то же самое, только из атомов] А вот живой организм — тот уменьшает энтропию уже своею деятельностью. Сначала — в виде формы самого этого организма, а потом — в виде его же деятельности в окружающей организм Реальности. Например, животное — роет нору и охраняет свои владения. А люди (более продвинутые в возможностях уменьшения энтропии животные) уже могут простроить египетские пирамиды или крымский мост... Это упоминание — не для красного словца. Чтобы построить нечто способом общественного труда требуется прежде всего построить общественные же структуры, которые бы сделали этот труд целенаправленным несмотря на окружающую его энтропию. Скажем — несмотря на увольнение одних работников и найм других. А сама «египетская пирамида» - это всего лишь материальный символ того, что это состояние было достигнуто.

Из чего и последовало предположение, что можно продолжить этот генетический ряд применяя его правила и критерии к группам особей и обществам. Чем мы сейчас и займёмся.

Дабы не подпасть какой прелести уточним ещё раз используемые понятия. Энергия — объективная возможность, необходимый фактор для того чтобы произвести изменения, фиксируемые в виде формы материальной субстанции — атомов, молекул, макроскопических тел. Можно не ограничиваться формой в геометрическом пространстве и считать равноправной с ней и изменение положения тела в пространстве (траекторию) во времени — для её создания тоже требуется энергия. Можно было бы не ограничиваться и материей, да вот только мы не знаем никакой иной субстанции, могущей хранить форму и поэтому утверждать что либо на этот счёт невозможно...

Ничего больше про «энергию» мы сказать не можем, но про неё ничего больше не могут сказать и физики — у них это просто параметр одних математических уравнений, связанный особым образом с параметрами других уравнений. Поэтому для физики не существует никакой «психической энергии» (ровно потому, что она не помещается в системы физических параметров), а для философии она вполне могла бы и существовать — если в каких-то явлениях именно она выступит фактором, необходимым, чтобы произвести изменения формы рассматриваемого явления.

Граница существа [отделяющая его от среды обитания] — явление, свойство, признак, функция или субстанция позволяющие отличить область «внутри существа» от области «снаружи существа». Если мы говорим о физическом пространстве, то это будет какая-то физическая оболочка, а если мы говорим о множестве [однородных явлений], то границей будет группирующий признак этого множества. Например, как это и рассматривалось в посте «всех бюрократов» вполне можно считать неким особым существом.

Далее, рассмотрим совокупную систему в которой обитают эти живые существа неизвестной нам природы как «чёрный ящик». Всё, что мы сможем увидеть снаружи этого ящика — что в него снаружи втекает поток энергии. И в идеальном случае — из него ничего не вытекает, как из чёрной дыры, поскольку вся эта энергия уходит на уменьшение энтропии, т. е. усложнение и упорядочение структур внутри ящика. Но, поскольку к.п.д. любого реального термодинамического процесса не может быть равен единице, то из ящика какой-то поток энергии вытекать обязательно будет — энергии такого сорта и качества, которые не могут быть больше использованы внутри ящика. Скажем, втекают в ящик хорошие высокоэнергетические фотоны видимого и ближнего ультрафиолетового диапазона, а вытекают — фотоны дальнего инфракрасного.

Если же мы откроем ящик, то увидим там подобную структуру — совокупность чёрных ящиков меньшего масштаба, связанную между собой своими энергетическими потоками — то, что производит один ящик (выходная продукция) поступает на вход другого. Из входной продукции извлекается некая энергия, которая идёт на борьбу с энтропией внутри ящика и его выходная продукция передаётся по цепочке дальше. Цепочка обрывается, когда содержащаяся в выходной продукции энергия становится равной энергии окружающей среды (её потенциал становится равным нулю).

Важно отметить, что масштабы ящика могут быть любыми — это может быть туша отдельного животного, а может быть и целая экосистема. Форма транспортировки энергии через себя тоже может быть любой — растения (продуценты) поглощают непосредственно излучение, а передают энергию по цепочке дальше уже в виде вещества. Животные (консументы) поглощают энергию в виде вещества и передают её дальше тоже в виде вещества. И где-то в самом конце этой цепочки находятся организмы (редуценты), которые ничего дальше не передают, а сводят потенциал потребляемой ими энергии к нулю — к простейшим молекулам и низкоэнергетическим фотонам. Системообразующим в данном случае обстоятельством является к.п.д. не достигающий единицы — если бы это было не так, то не было бы и самой возможности построить цепочку сущностей перерабатывающих энергию в уменьшение энтропии. Возможно, что это обстоятельство, так же как и ответ на вопрос что именно является источником энтропии, причиной её самопроизвольного нарастания, являются глобально важными для поддержания много- и разнообразия Мира, но и эта тема лежит вне русла нашего повествования.

Более того, если биологическую цепочку «X создаёт еду для Y, а Y создаёт еду для Z» заменить цепочкой «X создаёт товар для Y, а Y создаёт товар для Z», то в наших вышеприведённых рассуждениях ничего не изменится, разве что появится подозрение, что и само понятие «энергия» как универсальная способность обеспечивать движение зависит от уровня рассмотрения сущности явления и что социально-экономическое понятие «стоимость» может оказаться вполне гомоморфным физическому понятию «энергия». В этом нет ничего удивительного, поскольку, например, сущность и течения жидкости в трубе и электрического тока в проводнике описывается одной и той же зависимостью параметров, хотя физические процессы эти разные. Ещё более того — математическое понятие «распределение случайной величины» вообще устраняет физический носитель из сущности описываемых «распределением» онтологических процессов.

Поэтому, в первом приближении, такой объект как «стая особей» является гомоморфным объекту «особь», просто на более высоком уровне рассмотрения — те функции, что в «теле особи» выполняют «органы» (несамостоятельные элементы тела) выполняют отдельные особи в стае (несамостоятельные элементы стаи). Тот, кто в этом месте вспомнит муравейник будет совершенно прав — изменилась форма экзистенции, но не изменилась сама сущность, каким образом части системы образуют целую систему.

Не видно так же препятствий для специализации особей внутри стаи — если положить «особь» сущностно эквивалентной «клетке», то развитие стаи будет на более высоком уровне повторять развитие многоклеточного организма с его дифференцировкой клеток, образованием органов, монопольным выполнением определённых функций организма определёнными органами и т. д. В каком-то смысле «общество» — это гомолог понятия «биологический организм», а «совокупность государств» в Мире как-то соответствует «совокупности органов» в организме, только размером с планету. Система взаимозависимости «часть — целое» фрактально воспроизводится на любом уровне, меняется только субстрат на котором построена экзистенция соответствующего явления.

Пока что у нас всё сходится — уровень экзистенции явления линейно повышается от отдельных атомов к объектам макромира и далее единицам самостоятельного поведения, а структура отношений «часть - целое» фрактально повторяется описывая цикл своего усложнения — как только достигается возможный предел этого усложнения на одном уровне, так начинается новая итерация того же цикла, но уже на уровне более высоком.

Всё, что нам требуется в нашем изложении дальше — выйти на уровень общества, как социально-экономической системы, которая имеет структуру и подчиняется эволюции описанным выше по тексту. Если априорно предположить гипотезу, что это возможно, то с учётом сказанного возникает одна нерассмотренная ранее проблема. А именно — теорема, что «для того, чтобы было «хорошо» на уровне N системы должно быть «хорошо» и на всех предыдущих уровнях этой системы». Примитивно говоря — чтобы организм ощущал себя здоровым, здоровыми должны ощущать себя и органы и клетки этого организма. Скажем, к ним должно поступать достаточное количество питательных веществ и кислорода. Тогда на более высоком уровне орган из них состоящий будет функционален, а организм включающий в себя этот орган — жизнеспособен.

В настоящий момент не самоочевидна непременная истинность этого утверждения — голод, болезни, нищета и проч. клеток и органов являются постоянными свойствами живого организма размером с Планету. В любом обществе обязательной частью являются как те «кому нечего больше хотеть», так и «униженные и оскорблённые». И — ничего, в том смысле, что это положение образует гомеостаз, а не является некоей временной аномалией, от которой организм стремится избавиться. Почему?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments