jivopyra (jivopyra) wrote,
jivopyra
jivopyra

Category:

Об агностицизме (часть I)

На самом деле предыдущий пост должен был называться «О «физиках», агностицизме и Абсолюте», но и он оказался неподъёмно длинным. Тем не менее наша цель - коммунизм Абсолют и в этом посте - об агностицизме... Это прямо связано с постом о, как изящно выразился один из моих читателей, «наивных реалистах» которых я назвал «физиками» - материализм отрицает агностицизм, а позитивизм — состоит из агностицизма чуть менее, чем полностью, но наивным реалистам как-то удаётся придерживаться и того и другого одновременно не видя в этом никаких противоречий :)

Посмотрим же, как им это удаётся. Под названием «агностицизм» известны несколько разных явлений. Существует религиозный агностицизм, выражающийся в догмате «никакой человеческой деятельностью на Земле невозможно доказать ни существование, ни несуществование Бога». Это - явление из области веры и не наша тема. И существует философский (он же — научный) агностицизм — философская позиция о непознаваемости Мира. При этом, если обратиться к источникам знания, то на первый взгляд, кажется, что там «ничего не понять» - настолько кучеряво всё это завёрнуто и настолько учёными словами записано. Но мы ведь собираемся разбираться не по названиям знакомых слов, а по тому, что эти слова называют...

Классическая философия построена на противопоставлении «идеального» - «реальному», «Сознания» - «Материи». [Неявно] полагается, что-то одно должно быть «первичным» (понимая первичность, как причину одного для другого). Так ведь это — только чистая доктринальность. Мы не видим никаких эмпирических подтверждений этому. Напротив, самый непосредственный чувственный опыт говорит нам, как минимум, о дуализме — не существует ни объекта, ни субъекта без их неразрывной связи между собой. При этом само понятие «существования» в классической философии — чувственное ощущение, а не абстрактное понятие. Что, например, доктрину материализма ставит в весьма интересное положение — она постулирует некое «существование [материи] вне зависимости от субъекта» при этом всецело опираясь в этом определении на .чувственные ощущения... субъекта же. В доктрине материализма «существует» - только то, что доступно субъекту в ощущениях, а что ему недоступно — того и «не существует» но при этом — это самое оно каким-то образом «существует» вне зависимости от [существования] этого субъекта :)

Но, начнём по порядку возникновения проблем. Что такое «агностичность X»? А это всего-лишь признание, что «X существует» И что ничего более про этот X субъект сказать не может. Т.е. в некотором смысле «агностичность X» в чём-то смыкается или эквивалентна «трансцендентности X». При этом «трансцендентность» определяется как «принципиальная недоступность опытному познанию», а «агностичность» - как «невозможность познания Реальности иначе, чем через её объективные проявления».

В приведённом выше абзаце — все слова значимы. Что такое «объективные проявления»? В конечном итоге это — способность исследуемого X создавать о себе чувственные ощущения в субъекте. Либо непосредственно (тяжесть вложенного в руку камня), либо опосредованно каким-либо другим явлением (отклонение стрелки амперметра под действием текущего через него тока), но «объективные проявления» предполагают ту самую триаду «субъект ощущает объект» - Реальность создаёт ощущение того, что субъект называет «объектом, находящимся вне нас». Стало быть, нет «чувственного ощущения» - нет и «объекта Реальности», нет самого предмета для познания.

В этом — суть позиции агностицизма, которая утверждает очень здравую мысль: никакие умственные (доктринальные, как мы скажем) построения не могут считаться «существующими в Реальности» если они не подтверждены «опытом». Существует традиционный предмет на котором подобного рода построения проверяются — это «Бог». У нас нет чувственного опыта о нём, стало быть утверждать, что «Бог существует в Реальности» мы не можем. Мы, правда, не можем утверждать и обратного — несуществование недоказуемо в той же системе понятий, в которой доказуемо существование. И вот это-то и есть тот самый общепринятый «агностицизм» - может быть «Бог» существует, а может быть — и нет. Что-либо точнее этого — мы не знаем и не можем узнать [И это — чистая правда. «Бога нет» или «Бог есть» - только аксиомы.]

Теперь посмотрим на «принципиальную недоступность опытному познанию». По сути - это утверждение о том, что … существуют такие «явления X» которые принципиально не могут создавать о себе чувственные ощущения. Как вот только что упомянутый «Бог», который, по совместительству, ещё и «трансцендентен». И мы упираемся в то, что ключевыми вопросами, позволяющим хоть что-то понять из сказанного является интерпретация терминов существовать и чувственный опыт. Скажем, молитвенный экстаз верующего человека — это «чувственный опыт» или нет? А если задаться вопросом, создаёт ли элементарная частица «электрон» чувственные ощущения именно о себе? А если учесть, что неявно принятое в классической философии определение «существовать - это создавать чувственные ощущения»?

Последнее утверждение, кстати, вообще обнуляет все такие построения - «существовать» и «иметь чувственный опыт» это одно и то же понятие, только рассматриваемое «с разных торцов» - если смотреть со стороны субъекта, то это будет «объект существует для субъекта», если смотреть со стороны объекта «субъект испытывает чувственный опыт от объекта». Интересно так же и то, как может «существовать» некий X, который принципиально не может создавать о себе чувственные ощущения (а это — определение «трансцендентности»)?

И мы и в этом вопросе подходим к тому, чтобы всё перечисленное выше связать в простое целостное представление и объяснить его понятными словами...
Subscribe

  • Об одной хорошо известной фикции

    Продолжим наши упражнения над «солидарно-либеральной моделью общества» http://slm9.narod.ru Сначала коснёмся нескольких важных обстоятельств,…

  • Гидростатическая модель общества (I)

    О прошлом посте было обнаружено, что существует некое трёхмерное пространство в котором (в трёх координатах которого) можно определять человеческое…

  • Как же оно всё устроено? (IV)

    В нескольких предшествующих постах автором была предпринята попытка отыскать неотъемлемую деталь, которая обязательно должна присутствовать в любом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments